Для обеспечения нормативного уровня безопасности движения пешеходов и автотранспорта по дорогам:

  • в районах новой массовой застройки;
  • при возведении объектов, работа на которых создает определенный риск для автотранспорта, перемещающегося по проходящим рядом автодорогам;
  • при обоснованной необходимости временного выноса участков автодорог из-за ремонта или укладки магистральных водоводов, канализационных коллекторов или тепловых сетей, разрабатывается ПОДД – проект организации дорожного движения.

Виды ПОДД

Назначение ПОДД может изменяться применительно к фактической ситуации на дорогах, для которой он проектируется, но состав проекта при этом, остается неизменным. Разработка проекта производится на разные этапы, в частности на период:

  • устройства с последующей эксплуатацией вновь проложенных дорог; 
  • реконструкции с последующей эксплуатацией уже существовавших дорог для обеспечения нормального режима перемещения потоков автотранспорта, безопасности пешеходов;
  • производства ремонтных, строительных, изыскательских работ на дорогах для сохранения нормального режима перемещения потоков автотранспорта, безопасности пешеходов;
  • расположения стройплощадки при возведении, реконструкции, демонтаже зданий и сооружений с целью обеспечения нормального режима перемещения потоков автотранспорта и безопасности пешеходов на участке, где присутствует опасность, исходящая от стройплощадки, занимающей проезжую часть или расположенная вплотную к ней;
  • эксплуатации зданий и сооружений для обеспечения нормального режима перемещения потоков автотранспорта, пешеходов по существующей дорожно-уличной сети после приемки объекта в эксплуатацию;
  • устройства искусственных неровностей с целью размещения пассивных ограничителей скорости на существующих объектах дорожно-уличной сети;
  • установки рекламных стендов с целью их расположения согласно реальной ситуации на автодорогах, а также в соответствии с требованиями нормативных документов по их размещению.

Все виды ПОДД должны пройти согласование с соответствующим органом власти.  

Цели разработки

Разработка ПОДД производится в связи с необходимостью достижения следующих основных целей:

  • увеличения пропускной способности автодороги;
  • увеличения степени безопасности автотранспорта и пешеходов;
  • увеличение экономической эффективности перевозок за счет сокращения заторов;
  • оптимизация показателей движения автотранспорта для снижения отрицательного воздействия выхлопных газов на состояние экологической обстановки района.

По итогам анализа обстановки, сложившейся на дорогах, в задании на проектирование ПОДД ставятся задачи, для решения которых разрабатывается проектная документация. К этим задачам относятся:

  • достижение максимального уровня безопасности движения автотранспорта, пешеходов;
  • поиск наиболее экономичных режимов перемещения автотранспорта по дороге с учетом ее особенностей, а также специфики существующих и строящихся зданий, находящихся в непосредственной близости;
  • доведение до сведения всех участников движения о сложившейся дорожной ситуации в населенных пунктах и за их пределами, а также об оптимальных путях перемещения транспорта через них;
  • обеспечение возможности эффективного использования дорожного полотна на всю ширину. 

В проекте должны быть разработаны мероприятия, позволяющие достичь целей, поставленных в задании, а также решить основные задачи.

Регламентация и нормативная часть

К основным нормативным документам, регламентирующим разработку ПОДД относятся:

  • Федеральный закон от 29.12.2017 N 443-ФЗ (ред. от 21.12.2021 г.) «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2020 г. N 274
    «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения»;
  • Приказ Минтранса России от 31.08.2020 N 343 «Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».

При разработке ПОДД учитываются также ведомственные нормативы.

Объекты проектирования

С целью определения направлений комплексного развития территорий, Градостроительный кодекс РФ (от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ (ред. от 29.12.2022 г.) регламентирует разработку проектов планировки территории, в состав которых могут входить ПОДД. Исходя из этого, объектами разработки ПОДД являются:

  • дорожно-уличная сеть вновь застраиваемой территории с разделением дорог на пути городского транспорта, въезды в кварталы и подъезды к отдельным домам;
  • точки установки светофоров, устройства пешеходных переходов, укладки пассивных ограничителей скорости («лежачих полицейских»);
  • решение по устройству примыкания локальной дорожной сети к общегородской.

Однако проект может разрабатываться на один объект, например:

  • крупный логистический комплекс, где по территории движется большое количество большегрузного транспорта, а также с напряженным графиком въезда, выезда длинномерных автопоездов;
  • спортивно-зрелищный комплекс, для которого характерно единовременное перемещение значительного количества автотранспорта, а также многих зрителей;
  • торговых комплексов с напряженным графиком передвижения легковых автомашин покупателей и грузовиков, обеспечивающих торговые точки товарами.

Разработка проекта ОДД производится на комплекс целиком и на его отдельные блоки, по мере их сдачи в эксплуатацию.

Исходные данные для разработки ПОДД

Примерная номенклатура документов и информации, необходимых для разработки ПОДД, приведена в приложении №1 к Приказу Минтранса РФ от 30 июля 2020 г. N 274, куда входят:

  • имеющаяся документация по планировке территории, утвержденные программы комплексного развития транспортной инфраструктуры населенных пунктов;
  • материалы инженерно-геологических, инженерно-топографических изысканий, итоги исследований реальных и предполагаемых характеристик дорожного движения;
  • общая информация о проектируемом участке, в т.ч.:
  • площадь территории и ее зонирование;
  • транспортная важность участка и возможность его связи с соседними;
  • колебания народонаселения за 5 лет;
  • предельные геодезические характеристики – перепад высот, уклоны;
  • погодные условия (длительность сохранения снегового покрова, годовой объем осадков, величины самой высокой и самой низкой температуры);
  • экологические показатели (шум, содержание вредных газов в воздухе);
  • классификация и характеристики автодорог и сооружений на дорогах;
  • показатели транспортной инфраструктуры;
  • организация движения транспортных средств, включая:
  • схемы расположения средств организации дорожного движения;
  • схемы движения на главных узлах автодорог с детализацией;
  • данные о ДТП за трехлетний период.

Для подготовки проекта требуется большой объем различных исходных данных.

Кто разрабатывает ПОДД

До недавнего времени ПОДД разрабатывался в составе проектной документации на возведение объекта капитального строительства, дополняя ПОС, и согласовывался с ГИБДД (п. 7.5 СП 48.13330.2019 «Организация строительства», хотя одновременно учитывались решения комплексных схем организации дорожного движения. В связи с тем, что согласование проекта занимало много временит и соответственно увеличивало продолжительность строительства, Минтрансом РФ был разработан Федеральный закон от 11.06.2021 г №188-ФЗ, которым предусмотрена разработка ПОДД, как отдельного документа.

Для разработки ПОДД привлекаются по договору подряда проектные компании, состоящие членами СРО проектировщиков и имеющие право на разработку проектной документации, а также имеющие в своем составе дипломированных разработчиков КСОДД, зарегистрированных в НРС.

Содержание ПОДД

из текстовой титульной и графической частей. Кроме этого, проект должен иметь электронную копию.

ПОДД оформляется в виде переплетенной брошюры формата А3 или А4, состоящей

Титульная часть состоит из:

  • титульного листа, где приводится название проекта, наименования проектных организаций, участвовавших в его разработке, а также инстанций, согласовавших и утвердивших проект, подписи руководителей организации — разработчика;
  • оглавления;
  • введения;
  • задания на проектирование;
  • пояснительной записки, содержащей анализ реальной ситуации на дорогах, обоснование заложенных в проект решений по обустройству улично-транспортной сети, расчеты объемов работ, другие материалы;
  • листа согласований.

Графическая часть включает в себя:

  • графические материалы с изображением реальной ситуации на дорогах в границах проектирования;
  • графические материалы, демонстрирующие запроектированную улично-дорожную сеть с расстановкой всех необходимых средств организации движения. 

Разработка графических материалов производится в масштабе, позволяющем четко различить все элементы уличной сети.

Согласование

Порядок согласования и утверждения ПОДД регламентирован разделом V Приказа Минтранса РФ от 30 июля 2020 г. N 274. Согласно этому документу ПОДД, с учетом значения автодороги, утверждаются органами государственной власти или региональными органами местного самоуправления, уполномоченными в области организации дорожного движения по согласованию с вышестоящими организациями и с другими инстанциями, перечисленными в нормативах.

Срок рассмотрения проекта не может быть более 30 дней с момента передачи его на согласование (п. 45 Приказа Минтранса РФ от 30 июля 2020 г. N 274). По результатам проверки заявителю направляется извещение о согласовании или отказ с перечислением причин. Доработанный согласно полученных замечаний проект разработчик представляет на повторное согласование не позже чем через 30 дней с момента получения замечаний. Утверждение ПОДД производится не позднее чем через 30 дней после получения всех необходимых согласований.

Кто запрашивает ПОДД

Копии ПОДД после согласования и утверждения направляются по инстанциям, в частности:

  • заказчику;
  • управлению автодорог региона;
  • для федеральных магистралей – в департамент ОБД МВД России;
  • в орган управления ГИБДД (УВД) соответствующего уровня;
  • в дорожно-эксплуатирующую организацию.

В проработках проекта необходимо учитывать ближайшую и дальнейшую перспективы развития дорожно-транспортной сети конкретного населенного пункта и всего региона.