Для обеспечения нормативного уровня безопасности движения пешеходов и автотранспорта по дорогам:
- в районах новой массовой застройки;
- при возведении объектов, работа на которых создает определенный риск для автотранспорта, перемещающегося по проходящим рядом автодорогам;
- при обоснованной необходимости временного выноса участков автодорог из-за ремонта или укладки магистральных водоводов, канализационных коллекторов или тепловых сетей, разрабатывается ПОДД – проект организации дорожного движения.
Виды ПОДД
Назначение ПОДД может изменяться применительно к фактической ситуации на дорогах, для которой он проектируется, но состав проекта при этом, остается неизменным. Разработка проекта производится на разные этапы, в частности на период:
- устройства с последующей эксплуатацией вновь проложенных дорог;
- реконструкции с последующей эксплуатацией уже существовавших дорог для обеспечения нормального режима перемещения потоков автотранспорта, безопасности пешеходов;
- производства ремонтных, строительных, изыскательских работ на дорогах для сохранения нормального режима перемещения потоков автотранспорта, безопасности пешеходов;
- расположения стройплощадки при возведении, реконструкции, демонтаже зданий и сооружений с целью обеспечения нормального режима перемещения потоков автотранспорта и безопасности пешеходов на участке, где присутствует опасность, исходящая от стройплощадки, занимающей проезжую часть или расположенная вплотную к ней;
- эксплуатации зданий и сооружений для обеспечения нормального режима перемещения потоков автотранспорта, пешеходов по существующей дорожно-уличной сети после приемки объекта в эксплуатацию;
- устройства искусственных неровностей с целью размещения пассивных ограничителей скорости на существующих объектах дорожно-уличной сети;
- установки рекламных стендов с целью их расположения согласно реальной ситуации на автодорогах, а также в соответствии с требованиями нормативных документов по их размещению.
Все виды ПОДД должны пройти согласование с соответствующим органом власти.
Цели разработки
Разработка ПОДД производится в связи с необходимостью достижения следующих основных целей:
- увеличения пропускной способности автодороги;
- увеличения степени безопасности автотранспорта и пешеходов;
- увеличение экономической эффективности перевозок за счет сокращения заторов;
- оптимизация показателей движения автотранспорта для снижения отрицательного воздействия выхлопных газов на состояние экологической обстановки района.
По итогам анализа обстановки, сложившейся на дорогах, в задании на проектирование ПОДД ставятся задачи, для решения которых разрабатывается проектная документация. К этим задачам относятся:
- достижение максимального уровня безопасности движения автотранспорта, пешеходов;
- поиск наиболее экономичных режимов перемещения автотранспорта по дороге с учетом ее особенностей, а также специфики существующих и строящихся зданий, находящихся в непосредственной близости;
- доведение до сведения всех участников движения о сложившейся дорожной ситуации в населенных пунктах и за их пределами, а также об оптимальных путях перемещения транспорта через них;
- обеспечение возможности эффективного использования дорожного полотна на всю ширину.
В проекте должны быть разработаны мероприятия, позволяющие достичь целей, поставленных в задании, а также решить основные задачи.
Регламентация и нормативная часть
К основным нормативным документам, регламентирующим разработку ПОДД относятся:
- Федеральный закон от 29.12.2017 N 443-ФЗ (ред. от 21.12.2021 г.) «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2020 г. N 274
«Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения»; - Приказ Минтранса России от 31.08.2020 N 343 «Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».
При разработке ПОДД учитываются также ведомственные нормативы.
Объекты проектирования
С целью определения направлений комплексного развития территорий, Градостроительный кодекс РФ (от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ (ред. от 29.12.2022 г.) регламентирует разработку проектов планировки территории, в состав которых могут входить ПОДД. Исходя из этого, объектами разработки ПОДД являются:
- дорожно-уличная сеть вновь застраиваемой территории с разделением дорог на пути городского транспорта, въезды в кварталы и подъезды к отдельным домам;
- точки установки светофоров, устройства пешеходных переходов, укладки пассивных ограничителей скорости («лежачих полицейских»);
- решение по устройству примыкания локальной дорожной сети к общегородской.
Однако проект может разрабатываться на один объект, например:
- крупный логистический комплекс, где по территории движется большое количество большегрузного транспорта, а также с напряженным графиком въезда, выезда длинномерных автопоездов;
- спортивно-зрелищный комплекс, для которого характерно единовременное перемещение значительного количества автотранспорта, а также многих зрителей;
- торговых комплексов с напряженным графиком передвижения легковых автомашин покупателей и грузовиков, обеспечивающих торговые точки товарами.
Разработка проекта ОДД производится на комплекс целиком и на его отдельные блоки, по мере их сдачи в эксплуатацию.
Исходные данные для разработки ПОДД
Примерная номенклатура документов и информации, необходимых для разработки ПОДД, приведена в приложении №1 к Приказу Минтранса РФ от 30 июля 2020 г. N 274, куда входят:
- имеющаяся документация по планировке территории, утвержденные программы комплексного развития транспортной инфраструктуры населенных пунктов;
- материалы инженерно-геологических, инженерно-топографических изысканий, итоги исследований реальных и предполагаемых характеристик дорожного движения;
- общая информация о проектируемом участке, в т.ч.:
- площадь территории и ее зонирование;
- транспортная важность участка и возможность его связи с соседними;
- колебания народонаселения за 5 лет;
- предельные геодезические характеристики – перепад высот, уклоны;
- погодные условия (длительность сохранения снегового покрова, годовой объем осадков, величины самой высокой и самой низкой температуры);
- экологические показатели (шум, содержание вредных газов в воздухе);
- классификация и характеристики автодорог и сооружений на дорогах;
- показатели транспортной инфраструктуры;
- организация движения транспортных средств, включая:
- схемы расположения средств организации дорожного движения;
- схемы движения на главных узлах автодорог с детализацией;
- данные о ДТП за трехлетний период.
Для подготовки проекта требуется большой объем различных исходных данных.
Кто разрабатывает ПОДД
До недавнего времени ПОДД разрабатывался в составе проектной документации на возведение объекта капитального строительства, дополняя ПОС, и согласовывался с ГИБДД (п. 7.5 СП 48.13330.2019 «Организация строительства», хотя одновременно учитывались решения комплексных схем организации дорожного движения. В связи с тем, что согласование проекта занимало много временит и соответственно увеличивало продолжительность строительства, Минтрансом РФ был разработан Федеральный закон от 11.06.2021 г №188-ФЗ, которым предусмотрена разработка ПОДД, как отдельного документа.
Для разработки ПОДД привлекаются по договору подряда проектные компании, состоящие членами СРО проектировщиков и имеющие право на разработку проектной документации, а также имеющие в своем составе дипломированных разработчиков КСОДД, зарегистрированных в НРС.
Содержание ПОДД
из текстовой титульной и графической частей. Кроме этого, проект должен иметь электронную копию.
ПОДД оформляется в виде переплетенной брошюры формата А3 или А4, состоящей
Титульная часть состоит из:
- титульного листа, где приводится название проекта, наименования проектных организаций, участвовавших в его разработке, а также инстанций, согласовавших и утвердивших проект, подписи руководителей организации — разработчика;
- оглавления;
- введения;
- задания на проектирование;
- пояснительной записки, содержащей анализ реальной ситуации на дорогах, обоснование заложенных в проект решений по обустройству улично-транспортной сети, расчеты объемов работ, другие материалы;
- листа согласований.
Графическая часть включает в себя:
- графические материалы с изображением реальной ситуации на дорогах в границах проектирования;
- графические материалы, демонстрирующие запроектированную улично-дорожную сеть с расстановкой всех необходимых средств организации движения.
Разработка графических материалов производится в масштабе, позволяющем четко различить все элементы уличной сети.
Согласование
Порядок согласования и утверждения ПОДД регламентирован разделом V Приказа Минтранса РФ от 30 июля 2020 г. N 274. Согласно этому документу ПОДД, с учетом значения автодороги, утверждаются органами государственной власти или региональными органами местного самоуправления, уполномоченными в области организации дорожного движения по согласованию с вышестоящими организациями и с другими инстанциями, перечисленными в нормативах.
Срок рассмотрения проекта не может быть более 30 дней с момента передачи его на согласование (п. 45 Приказа Минтранса РФ от 30 июля 2020 г. N 274). По результатам проверки заявителю направляется извещение о согласовании или отказ с перечислением причин. Доработанный согласно полученных замечаний проект разработчик представляет на повторное согласование не позже чем через 30 дней с момента получения замечаний. Утверждение ПОДД производится не позднее чем через 30 дней после получения всех необходимых согласований.
Кто запрашивает ПОДД
Копии ПОДД после согласования и утверждения направляются по инстанциям, в частности:
- заказчику;
- управлению автодорог региона;
- для федеральных магистралей – в департамент ОБД МВД России;
- в орган управления ГИБДД (УВД) соответствующего уровня;
- в дорожно-эксплуатирующую организацию.
В проработках проекта необходимо учитывать ближайшую и дальнейшую перспективы развития дорожно-транспортной сети конкретного населенного пункта и всего региона.