Развитие городской инфраструктуры – возведение крупных торговых центров, спортивно-зрелищных комплексов, логистических терминалов в значительной мере меняет в этом районе дорожную обстановку. Изменение связано с резким увеличением количества автотранспорта, подъезжающего к объекту и отъезжающего от него, а также возникновения пиковых нагрузок при проведении массовых мероприятий. В этом районе необходима определенная схема движения пешеходов, перемещения автотранспорта, выезды на городские дороги, развязки, светофорные объекты, которые разрабатываются проектом организации дорожного движения.

Что такое проект организации дорожного движения

Проектом организации дорожного движения разрабатываются мероприятия по формированию сети дорог, проездов, парковок, переходов, и путей движения пешеходов, светофорных объектов и других элементов дорожной инфраструктуры, обеспечивающей безопасность транспортных средств и пешеходов на всей дороге или на ее конкретном участке.

Безопасность дорожного движения – задача крайне важная, особенно для крупных городов с интенсивным движением автотранспорта. Причем эта задача касается не только дорог, но и территорий парковок супер- и гипермаркетов, киноконцертных залов, стадионов и дворцов спорта, а также подъездов к ВУЗам, школам и детским дошкольным учреждениям, больницам и поликлиникам – везде необходима организация безопасного движения пешеходов и транспортных средств. Эти задачи решаются в ходе разработки проекта организации дорожного движения – ПОДД.

ПОДД может разрабатываться с целью детализации комплексной схемы организации дорожного движения города (района) или ее конкретного участка. ПОДД может быть разработан и в качестве самостоятельного документа. До начала реализации ПОДД должен быть утвержден, но перед этим его необходимо согласовать с ГИБДД, местными муниципальными управлениями автодорог и городского транспорта.

Виды ПОДД

В соответствия с положениями п.2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 г. N 443-ФЗ, ПОДД разрабатываются в трех случаях:

  • на период постоянной эксплуатации объектов дорожно-уличной сети в следующих случаях:
  • для дорог уже существующих или находящихся в стадии реконструкции или строительства;
  • для дорог, прилегающих к строящимся или реконструируемым объектам капитального строительства;
  • для дорог, расположенных на территории одного или нескольких соседних муниципальных образований, имеющих общую численность до 10 тысяч человек;
  • для дорог одного или нескольких соседних муниципальных образований при переводе дорог на одностороннее движение, размещение мест парковки, упорядочение движения городского транспорта, включая организацию выделенных полос, формирование оптимального режима работы светофорных объектов, создание автоматизированной системы регулирования дорожным движением и др.;
  • на период временного ограничения или полного прекращения проезда автомашин по дороге более чем на сутки в следующих случаях:
  • на период строительства новых дорог, ремонте и реконструкции существующих;
  • при строительстве, реконструкции или ремонте объектов подземного коммунального хозяйства, надземных объектов капитального строительства, создающих помехи движению автотранспорта;
  • при массовых мероприятиях, как непосредственно на дорогах (шествия, демонстрации, пробеги, гуляния и т.д.), так и на объектах, расположенных поблизости от дорог (концерты, фестивали и др.);
  • при возникновении пиковых нагрузок на дороги в предпраздничные и выходные дни, а также в ежедневные часы пик;  
  • для дорог или их участков, предназначенных для перемещения крупногабаритных транспортных средств. Разработка таких проектов выполняется согласно правил обеспечения безопасности движения большегрузного и негабаритного транспорта.

Таким образом ПОДД должен разрабатываться практически для всех дорог.

Объекты проектирования ПОДД

План организации дорожного движения может быть разработан в составе проекта комплексной застройки территории, где будет предусмотрено устройство дорожно-уличной сети нового жилого района с въездами в кварталы домов, подъездами к отдельным домам, путями следования городского транспорта, сеть. светофоров и переходов, а также примыкания локальной дорожной сети к общему комплексу городских дорог.

ПОДД может разрабатываться применительно к одному объекту – к логистическому комплексу с плотным графиком движения транспорта по территории, заезда и выезда большегрузных машин, к объекту спортивно-зрелищного назначения, где схема движения транспортных средств при пиковых нагрузках определяется единовременным выходом большого количества зрителей, к гипермаркетам с оживленным движением легкового транспорта посетителей и грузового транспорта, завозящего товары. Проекты могут разрабатываться как на весь комплекс целиком, так и на отдельные его части, при сдаче объекта по очередям.  

Исходные данные для разработки ПОДД

Объем исходных данных, необходимых для разработки ПОДД, может изменяться в зависимости от назначения проекта. Так, для проекта, необходимого для организации движения автотранспорта при прокладке новых, ремонте или реконструкции существующих инженерных сетей, разработчику требуется:

  • ситуационный план участка;
  • выкопировка из топоплана города;
  • рабочие чертежи инженерных сетей.

При сносе, возведении нового или реконструкции существующего объекта капитального строительства:

  • ситуационный план участка;
  • проект организации строительства или проект организации работ по сносу;
  • схема движения автотранспорта на строительной площадке;
  • рабочие чертежи строительной части здания.

При разработке ПОДД на период постоянной эксплуатации объекта (комплекса зданий и сооружений):

  • раздел ГП рабочей документации на комплекс – генеральный план территории, план благоустройства территории;
  • расчет обеспеченности территории (в границах застройки) парковками автотранспорта.

При разработке проекта организации дорожного движения в период проведения дорожных работ в ходе капитального ремонта дорожного полотна:

  • схема производства ремонтных работ;
  • проект организации строительства;
  • технические условия от балансодержателя с указанием требований, предъявляемых им к качеству отремонтированной дороги.

Проектировщикам может понадобиться и другая информация.

Порядок разработки ПОДД

Основанием для разработки ПОДД является утвержденное заказчиком техническое задание, где формулируется цель разработки проекта, требования к содержанию проектных материалов, включая перечень ведомостей, характеризующих отдельные положения ПОДД, а также порядок согласования и утверждения проекта.

Договором на проектирование может быть предусмотрена передача исполнителю одновременно с техническим заданием других исходных данных – выкопировки из топографического плана города, а также рабочие чертежи строящихся или реконструируемых объектов, участков инженерных сетей, проекты организации строительства или организации работ по сносу зданий и других материалов. В отдельных случаях потребуются технические условия на работу с инженерными сетями. Однако сбор исходных данных заказчик может возложить на проектную организацию.

После получения всей необходимой информации об участке, на котором предполагается вести работы, начинается проектирование. Состав текстовой и графической частями ПОДД, определен действующими нормативными документами, а их полноту и степень детализации оценивают согласующие органы, замечания которых должны быть учтены с тем, чтобы заказчику на утверждение был представлен ПОДД, согласованный соответствующими службами.

Состав и содержание ПОДД

Требования к составу ПОДД и его содержанию определены Приказом Минтранса России от 30.07.2020 г. № 274 “Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения”. Согласно «Правилам…» ПОДД – это альбом формата А3 или А4 в переплете, содержащая:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • предисловие;
  • техническое задание на разработку ПОДД;
  • текстовый материал – пояснительная записка;
  • лист согласования с приложением копий ответов согласующих инстанций;
  • графическую часть – чертежи и схемы;
  • требуемые «Правилами…» адресные ведомости – дорожной разметки, расположения дорожных знаков, дорожного и пешеходного ограждений, сигнальных столбиков, искусственного освещения и др.

«Правилами…» детально оговорено содержание пояснительной записки и графических материалов.

Текстовая часть

Пояснительная записка к ПОДД должна содержать следующие проектные разработки:

  • анализ сложившейся в районе участка проектирования дорожно-транспортной ситуации;
  • документальное обоснование и описание мероприятий по реализации принятых проектных решений в части организации движения автотранспорта на проектируемом участке;
  • расчет объемов работ, подлежащих выполнению в ходе реализации проектных решений, предусмотренных ПОДД;
  • оценку эффективности мероприятий по организации дорожного движения, предложенных проектом.

Содержание текстовой части дифференцируется в зависимости от дорожной ситуации, для которой разрабатывается ПОДД. Пояснительная записка дополняет, раскрывает и детализирует чертежи и схемы, составляющие графическую часть проекта.

Графическая часть

  • отображающие реальную дорожно-транспортную ситуацию на участке, применительно к которому разрабатывается ПОДД;
  • обосновывающие выбор принятых конкретных проектных решений по организации движения автотранспорта, включая схему размещения технических средств организации дорожного движения, в т.ч.:
  • расположение дорожных знаков;
  • линий дорожной разметки;
  • пешеходные и дорожные ограждения;
  • светофоры;
  • подземные, наземные и надземные пешеходные переходы;
  • места остановок городского транспорта;
  • тротуары и велосипедные дорожки;
  • железнодорожные переезды;
  • сигнальные столбики и др.

Графическая часть ПОДД содержит чертежи и схемы, выполненные согласно требованиям действующих нормативов ЕСКД и СПДС:

Для междугородних автодорог в проекте разрабатываются также плановое расположение дороги и ее продольные уклоны, определяется проектная величина насыпи, рассчитывается видимость в обеих направлениях. Состав графической части также зависит от назначения ПОДД.

Согласование ПОДД

Разработанный ПОДД в соответствии с требованиями пункт 44 Приказа Минтранса России от 30.07.2020 г. № 274 должен быть представлен на согласование в инстанции, перечень которых устанавливается ч.ч.8 и 9 статьи 18 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2017 N 443-ФЗ. При этом в любом случае одним из важнейших согласований ПОДД становится согласование органов Госавтоинспекции.

Закон № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения…» регламентирует порядок утверждения и согласования ПОДД:

  • для региональных и межмуниципальных дорог ПОДД утверждают властные органы субъекта федерации, уполномоченные в области организации дорожного движения. Утверждаемый проект должен быть согласован:   
  • с федеральными органами или соответствующими госучреждениями, если дороги передаются или находятся в ведении Госкомпании «Росавтодор», а также в случаях, если межмуниципальные или региональные дороги пересекают или примыкают к федеральным автодорогам;
  • с инстанциями, перечень которых установлен решением субъекта федерации, по территории которого проходит дорога;
  • для местных автомобильных дорог и дорог, расположенных в пределах муниципального образования, проект утверждается органами местного самоуправления, уполномоченными в области организации движения по автомобильным дорогам региона. До этого проект должен быть согласован с:
  • с федеральным органом, в чьем ведении находятся объекты дорожного хозяйства, если дорога передана Госкомпании «Росавтодор», а также с этой компанией, если местные дороги примыкают к федеральным автодорогам пересекают их;
  • с органом, уполномоченным в области организации дорожного движения субъекта федерации, если местные дороги примыкают к региональным или межмуниципальным, или пересекают их;
  • с инстанциями, перечень которых регламентирован органом местного самоуправления.

Направленный на согласование ПОДД должен быть рассмотрен соответствующей службой. По итогам рассмотрения разработчику дается ответ с информацией о согласовании или об отказе в согласовании с приложением замечаний. Замечания должны быть обоснованы ссылками на конкретные пункты нормативных документов. Разработчик производит подготовку документации, исправленной с учетом полученных замечаний и повторно направляет ее на согласование.  

Нормативная документация

Разработка ПОДД производится на основании и с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (в редакции от 26.05.2021) «О безопасности дорожного движения»;
  • Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ (в редакции от 11.06.2021) «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (в редакции от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения»;
  • Приказа Минтранса России (Министерство транспорта РФ) от 30 июля 2020 г. №274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения»;
  • ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;
  • ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»;
  • ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования»;
  • ГОСТ Р 52765-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация»
  • ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;
  • СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*».

Эти нормативные документы устанавливают правила и порядок разработки проектов ОДД.

Нововведения в законодательстве

В ст. 18 «Проекты организации дорожного движения» Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации» Федеральным законом от 11.06.2021 N 188-ФЗ внесены изменения. В соответствии с этими корректировками ПОДД на дорогах, расположенных рядом с объектами нового строительства или реконструкции объектов капитального строительства, а также при работах по укладке, реконструкции или ремонте инженерных сетей, влияющих на безопасность движения автомобилей, исключены из состава проектной документации, разрабатываемой для этого объекта и становятся самостоятельными проектами.