Значительные объемы конструкций из монолитного бетона на объектах отечественного промышленного и гражданского строительства, предполагают широкое использование строительными организациями индустриальной опалубки, а также современных средств для транспортировки и укладки бетонной смеси. Правила обращения с опалубкой различного вида, эффективные методы укладки и ухода за свежим бетоном, особенности технологии бетонирования несущих и ограждающих конструкций предполагают разработку проекта производства работ (ППР) на монолитные работы и их детализацию технологическими картами, которые могут входить в состав ППР.

Опалубка

Опалубка – конструкция, формирующая монолитную конструкцию по размерам и конфигурации, в которую заливается бетонная смесь. Классифицируется опалубка по нескольким показателям.

По способу применения опалубка может быть съемной или несъемной. Съемная опалубка преимущественно многооборотная, т.е. при надлежащем уходе она может использоваться многократно. Несъемная опалубка обладает небольшим весом и несложным монтажом. Как пример – профнастил в качестве несъемной опалубки перекрытий многоэтажных зданий со стальным каркасом.

По материалу, из которого изготавливаются щиты, применяются следующие виды опалубки:

  • деревянная, как правило, индивидуальная, изготовленная для одной конструкции. Применяется редко, из-за высокой материалоемкости, малой прочности и недолговечности;
  • стальная – стальные многоразовые формы используются преимущественно на предприятиях стройиндустрии для изготовления стандартных сборных железобетонных конструкций. Щитовая со стальной рамой щита и палубой из стального листа используется редко из-за высокой металлоемкости и большого веса;
  • металлодеревянная – щиты со стальной или алюминиевой рамой и палубой из водостойкой фанеры ФСФ;
  • пластмассовая – из-за невысокой прочности применяется в индивидуальном жилищном строительстве и при возведении малоэтажных неответственных строений вспомогательного назначения.

Кроме этого, классификация опалубок производится в зависимости от их конструкции. По этому признаку, в соответствии с ГОСТ Р 52085-2003, опалубка бывает:

  • мелкощитовой с элементами весом менее 50 кг, которые можно перемещать вручную. Используется для бетонирования конструкций небольших размеров – фундаментов, ростверков, доборных элементов);
  • крупнощитовой для бетонирования крупноразмерных конструктивных элементов сооружения – стен, перекрытий;
  • блочной, предназначенной для бетонирования одного вида элементов. Чаще всего используется на заводах железобетонных изделий;
  • объемно-переставной (П- и Г-образной), позволяющей бетонировать одновременно стены и перекрытия;
  • скользящей, предназначенной для бетонирования вертикальных конструкций постоянного сечения;
  • горизонтально-перемещаемой – катучей;
  • подъемно-переставной – для бетонирования высоких конструкций переменного сечения;
  • пневматической – для бетонирования пространственных бетонных конструкций – оболочек.

При возведении популярных в России кирпично-монолитных жилых зданий с высотой этажа до 4,0 м и толщиной перекрытия до 300 мм используется опалубка на телескопических стойках: телескопические металлические стойки длиной до 3,7 м с вилками поверху в которые укладываются деревянные двутавровые балки с фанерной стенкой. Шаг балок рассчитывается с учетом толщины перекрытия и соответственно массы бетона. При высоте этажа более 4 м используется объемная опалубка с составными стальными стойками, раскрепленными горизонтальными связями. Такой тип опалубки позволяет выполнять перекрытия на высоте до 20 м. Для бетонирования колонн и стен в кирпично-монолитных домах используется, как правило, крупнощитовая алюминиевая опалубка.

ППР на монолитные работы

Установка и монтаж опалубки

Монтажные работы по устройству опалубки выполняются в соответствии с типовой технологической картой, привязанной к конкретному виду опалубки. Стандартный набор работ при этом включает в себя:

  • разбивку осей стен и нивелирование поверхности основания;
  • проверка наличия всех элементов опалубки;
  • очистка основания от мусора;
  • укрупнительная сборка щитов опалубки;
  • монтаж опалубки стены с одной стороны;
  • после завершения работ и приемки арматуры монтаж опалубки стены с другой стороны;
  • приемка опалубки.

Опалубка плит перекрытий выполняется из листов фанеры ФСФ, уложенной на по деревянным балкам:

  • на основание в соответствии с результатами нивелирования и с расчетным шагом выставляются телескопические опоры определенной высоты;
  • в вилки опор монтируются деревянные балки;
  • поверх балок укладывается палуба из влагостойкой фанеры ФСФ;
  • устанавливаются торцевые щиты опалубки.

Для каждого вида опалубки уже разработаны технологические карты на ее монтаж.

Армирование

Армирование монолитных железобетонных конструкций производится в соответствии с утвержденной проектной документацией с использованием:

  • отдельных стержней;
  • плоских каркасов и сеток;
  • пространственных каркасов.

Отдельные стержни используются, как правило, для изготовления тяжелых и крупноразмерных сеток, а из плоских каркасов и сеток заводского изготовления на стройплощадке собираются каркасы пространственные.  Арматурные стержни, закладные детали и сварные стыки должны быть очищены от ржавчины, инея, наледи, на них не допускается наличие окалины, следов загрязнения бетоном, масла, отслаивающейся ржавчины, коррозии.

В ходе арматурных работ на строительной площадке выполняются следующие операции:

  • укрупнительная сборка;
  • установка сеток и каркасов в проектное положение с временным закреплением;
  • соединение арматурных изделий друг с другом;
  • установка закладных элементов.

При этом состав операций несколько различается при расположении рабочей арматуры:

  • вертикальном (армирование колонн);
  • горизонтальном (балок, ригелей);
  • взаимно-перпендикулярном горизонтальном (фундаментных плит);
  • взаимно-перпендикулярном вертикальном (диафрагм жесткости, лифтовых шахт).

Технологию бетонных работ регулирует СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции». В части арматурных работ данный документ регламентирует, что:

  • соединения арматурных стержней производятся:
  • сваркой;
  • стыковые бессварочные – нахлесткой или при помощи обжимных гильз или винтовых муфт, но с обязательным обеспечением равнопрочности места соединения;
  • крестообразные бессварочные — с использованием отожженной стальной проволоки или при помощи фиксаторов;

После завершения работ по армированию монолитных железобетонных изделий выполняется приемочный контроль по результатам которого составляется акт освидетельствования скрытых работ.

ППР на монолитные работы

Укладка бетонной смеси

До начала укладки бетонной смеси выполняется комплекс подготовительных мероприятий, куда входят:

  • очистка от мусора, грязи, льда, масла и снега основания под бетонную конструкцию;
  • удаление цементной пленки с бетонного основания;
  • удаление пробок, опалубки штраб и ненужных закладных элементов;
  • перед бетонированием продуть основание сжатым воздухом;
  • проверка арматуры конструкции, ее положения и состояния;
  • проверка правильности сборки, закрепления и состояния опалубки.

На строительную площадку бетонная смесь доставляется автобетовозами, а ее состав и требуемая подвижность зависят от метода укладки смеси в опалубку: при использовании бетононасосов подвижность смеси должна быть не менее П3, а максимальная фракция заполнителя не может превышать 40 мм.

Порядок укладки бетонной смеси оговаривается в ППР, но в любом случае укладка в опалубку выполняется без технологических разрывов, горизонтальными слоями, причем укладка всех слоев ведется в одну сторону. Каждый последующий слой бетонной смеси должен быть уложен до начала схватывания нижележащего.

Уплотнение уложенного бетона начинается с ранее уложенного участка. При погружении глубинного вибратора он должен на 5 – 10 см углубляться в ранее уложенный слой, а шаг перестановки не может быть больше полутора диаметров его действия. Поверхностный вибратор должен на 100 мм перекрывать уже провибрированный участок. Использование поверхностных вибраторов допускается при толщине уплотняемого слоя бетонной смеси менее 25 см. Завершают уплотнение при окончании осадки бетона при появлении на его поверхности блеска цементного теста.

В процессе бетонирования должен быть обеспечен постоянный надзор за состоянием опалубки и ходовых подмостей, а при обнаружении деформаций приняты срочные меры к их ликвидации.

Разопалубка

Важным этапом опалубочных работ является разопалубка – демонтаж щитов и их крепления. Небрежное разопалубливание затвердевшего бетона может привести к необходимости ремонта, а соответственно к снижению оборачиваемости опалубки.

Работы по разопалубливанию начинаются после достижения бетоном установленной прочности, которая обеспечивает сохранность поверхность конструкции и ее граней. Этот момент определяется с учетом температуры воздуха, назначения конструкции и принимается:

  • 50% от прочности в возрасте 28 суток для плит и балок пролетом до 2 м;
  • 70% — для плит и балок пролетом от 2 до 8 м;
  • 100% — для плит и балок пролетом более 8 м;
  • боковые щиты опалубки можно демонтировать при достижении бетоном 25% прочности, как правило это 2-3 дня при твердении летом в нормальных условиях.

Ускорение твердения позволит ускорить оборачиваемость опалубки, т.е. повысить эффективность ее использования, поэтому иногда в состав бетонной смеси вводятся специальные химические добавки, позволяющие уменьшить продолжительность достижения бетоном марочной прочности. Все эти особенности отражаются в ППР.