Транспортировка строительных материалов производится автомобильным, железнодорожным, водным, а в труднодоступные места и авиационным транспортом, однако непосредственно на стройплощадку они доставляются при помощи грузовых автомашин – самосвалов, бортовых, площадок, панелевозов, роспусков, трейлеров. Погрузка и разгрузка каждого вида материала производится с использованием специальной техники и разнообразных грузозахватных устройств. С целью обеспечения безопасности работников и сохранности материально-технических ресурсов погрузка и разгрузка строительных материалов и конструкций на снабженческих предприятиях и конкретных стройплощадках выполняются в соответствии с проектом производства работ (ППР) или технологической картой (ТК).  

Необходимость разработки проекта производства работ при подготовке к ПРР

Подготовка к производству погрузо-разгрузочных работ (ПРР) должна вестись заблаговременно. Предварительное планирование и решение возникающих при этом технических вопросов позволит снизить продолжительность строительства и повысить качество работ. Особого внимания требуют погрузка, перемещение и разгрузка нестандартных грузов в ходе такелажных работ.

На складирование и подачу в зону работ стандартных строительных материалов существуют типовые технологические карты, а для такелажных ПРР необходима разработка ППР, где детально расписывается технология перемещения груза и операции, выполняемые такелажниками и стропальщиками. Одной из важнейших функций ППР является разработка мероприятий, обеспечивающих безопасность работников и сохранность грузов.

Разработка ППР на ПРР, выполненная специализированной проектно-технологической организацией, даст возможность:

  • разработать оптимальную последовательность операций с различными видами грузов и с грузозахватными приспособлениями разной конструкции, позволяющими выполнять ПРР;
  • определить перечень мероприятий, обеспечивающих бесперебойность ПРР;
  • обеспечить безопасность работников – стропальщиков и машинистов строительных машин, а также третьих лиц при ПРР;
  • выбрать оптимальные методы разгрузки материалов на стройплощадке без использования основного грузоподъемного крана (разгрузка поддонов с кирпичом вилочным погрузчиком, подача бетона к месту укладки при помощи бетононасоса и др.

  Ознакомление ППР специалистами и рабочими, занятыми на ПРР, детальное следование техническим разработкам, заложенным в проект, позволит снизить риск травматизма, а также добиться сохранности материалов и конструкций, доставленных на стройплощадку.

Виды и категории погрузочно-разгрузочных работ в составе ППР

Комплекс ПРР на площадке нового строительства или реконструкции объекта, включает в себя четыре основных этапа:

  • подготовительный – упаковка, расположение единиц складирования таким образом, чтобы обеспечить удобную и безопасную строповку груза;
  • погрузка – размещение транспортных средств, контроль сохранности и выбраковка грузозахватных устройств, строповка материалов и погрузка их на транспортные средства;
  • транспортировка, включая крепление (при необходимости) груза на период перевозки;
  • разгрузка –взаиморасположение грузоподъемных механизмов и транспортных средств, обеспечивающее выполнение ПРР безопасно и с минимальными затратами.
ППР на погрузку и разгрузку

Деление ПРР на категории производится соответственно классификации перемещаемых строительных материалов:

  • тяжеловесные – конструкции из бетона и железобетона, изделия из камня;
  • длинномерные – балки, фермы, колонны, стальная арматура, металлопрокат;
  • крупноштучные – блок-контейнеры
  • штучные неразборные – оконные и две6рные блоки, сборочные марки металлоконструкций, поддоны с кирпичом и строительными блоками, паллеты с сухими строительными смесями;
  • мелкоштучные – кирпич россыпью, керамические и каменные плиты;
  • сыпучие – нерудные материалы, грунт, песчано-гравийная смесь;
  • жидкие – бетон, цементно-песчаный, известковый раствор, битум.

 Одной из основных целей разработки ППР на ПРР является выбор грузоподъемных механизмов, транспортных средств и грузозахватных приспособлений, способных обеспечить максимально эффективное и безопасное производство погрузки, перевозки и выгрузки строительных конструкций, материалов и оборудования. Минтруда РФ своим приказом от 28.10.2020 г. № 753н регламентирует разработку ППР на производство ПРР согласно весу перемещаемого груза, в частности:

  • малой массы – грузы, которые можно перемещать вручную – до 50 кг мужчины и до 15 кг – женщины;
  • средней массы – грузы весом от 50 до 500 кг, для перемещения которых используются лебедки, тельферы, тали;
  • большой массы – более 500 кг, перемещение которых производится с использованием грузоподъемных механизмов.

В ходе разработки ППР на погрузку и разгрузку материалов, конструкций и оборудование учитывается полный ассортимент грузов, поступающих на стройплощадку.    

Критерии, которым должен соответствовать ППР на ПРР

При разработке ППР на ПРР, кроме нормативных документов, предписывающих общий порядок разработки технологической документации на производство строительно-монтажных работ:

  • СП 48.13330.2019;
  • СНиП 12-03-2001;
  • МДС 12-81.2007 и др.,

необходимо соблюдение требований технических регламентов, разработанных непосредственно для ПРР, в частности:

  • РД-11-06-2007 «Методические рекомендации о порядке разработки ППР грузоподъёмными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.10.2020 № 753н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».

Кроме этого, учитываются и требования отраслевых приказов, инструкций, нормативов. СП 48.13330.2019 регламентирует разработку ППР в составе общей части проекта, графической и текстовой частей.

Общая часть ППР

 Общая часть ППР на строительно-монтажные, в т.ч. и на работы по погрузке и выгрузке строительных материалов и конструкций состоит из:

  • титульного листа, где указывается название объекта; видов работ, на которые составлен ППР, наименование проектной организации, а также должность и фамилия руководителя организации, подписавшего проект; дата выпуска проекта;
  • листа с содержанием проекта, где перечисляются все разделы, подразделы и листы проекта;
  • листа с ознакомлением проекта, где предусматриваются места для подписей с указанием фамилии и должности лиц, которые должны быть ознакомлены с проектом и дат ознакомления. 
ППР на погрузку и разгрузку

В отдельных случаях, например при работах на территории действующего предприятия, в проекте может быть предусмотрен лист согласования ППР.

Графическая часть ППР на ПРР

Графическая часть проекта содержит следующие разработки, позволяющие выполнять ПРР:

  • график работ, фиксирующий продолжительность ПРР на все время строительства, начиная с устройства основания и заканчивая благоустройством территории здания;
  • график поставки на площадку необходимых машин и механизмов, позволяющих избежать отвлечения основного крана на выполнение некоторых видов ПРР – разгрузки машин с кирпичом, с мешками с сухими смесями, подачи бетона к месту укладки и др.;
  • стройгенплан, на котором нанесены места складирования материалов и конструкций, пути движения грузоподъемных механизмов, точки стоянки транспортных средств и механизмов, задействованных на ПРР;
  • ТК, где детально расписаны все операции, позволяющие выполнять ПРР, приводятся таблицы весов и грузов, перечень грузозахватных приспособлений, применение которых необходимо для работы с конкретными материалами и конструкциями, схемы строповки грузов, демонстрирующих методы правильного использования грузозахватных приспособлений и крепления к ним грузов.

Важно детальное ознакомление стропальщиков с ППР на ПРР, поскольку эти работы предполагают постоянную работу с грузоподъемными механизмами – источником повышенной опасности.

Текстовая часть ППР на ПРР

Текстовая часть ППР на ПРР на объекте нового строительства или реконструкции представляет собой пояснительную записку, где описываются принятые технические и технологические решения, способы обеспечения безопасности ПРР, а также другие необходимые сведения, имеющие непосредственное отношение к ПРР.

 Порядок подготовки и утверждения ППР на погрузочно-разгрузочные работы

Разработку ППР на ПРР может выполнить генподрядная строительная компания, ведущая работы на объекте, но для этого в ее штате должны быть специалисты, аттестованные в соответствии с правилами Ростехнадзора и имеющие опыт разработки технологической документации для опасных производственных объектов. Однако чаще всего проектирование технологии строительного производства поручается специализированным проектно-технологическим организациям, обладающим штатом необходимых специалистов и досконально знающих необходимые нормативные документы. Разработка ППР на ПРР начинается с формирования технического задания с приложением правоустанавливающих документов на участок, отведенный под застройку, рабочей документации, отчетов об инженерно-геологических изысканиях и другой необходимой документации. После расчета стоимости работ и подписания договора на разработку ППР составляется предварительный вариант проекта, который согласовывается со строительной организацией с целью уточнения имеющихся у нее грузоподъемных механизмов, грузозахватных приспособлений, машин и механизмов. После этого разрабатывается окончательный вариант ППР на ПРР, который выдается заказчику (генеральному подрядчику), который утверждает его, а при необходимости согласовывает с заинтересованными лицами.