С каждым годом увеличивается количество автомашин на улицах населенных пунктов, соответственно повышается загруженность дорожной сети, возникает множество пробок, что влечет за собой увеличение продолжительности поездок. Большие сложности возникают при прокладке, ремонте и реконструкции инженерных сетей и сооружений, проходящих под автодорогами, возведении объектов, стройплощадка которых располагается вплотную к проезжей части. Для обеспечения нормального движения на дорожно-уличной сети населенных пунктов и минимизации негативных последствий от частичного перекрытия автодорог, разрабатывается проектная документация, регламентирующая организацию дорожного движения, как на отдельных участках, так и по всему поселению.
Правила подготовки документации по организации дорожного движения
С целью создания возможности для эффективного движения по дорожно-уличной сети населенных пунктов, обеспечения безопасности пешеходов и автотранспорта, минимизации степени вредного воздействия на окружающую среду, федеральный закон от 29.12.2007 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ» регламентирует разработку документации по организации дорожного движения. Документация разрабатывается на основании документов территориального планирования, программ комплексного развития инфраструктуры, результатов научно-практических исследований реальных и проектируемых характеристик дорожного движения, статистических данных.
В состав проектной документации по организации дорожного движения 443-ФЗ включает:
- комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД);
- проекты организации дорожного движения (ПОДД).
Порядок разработки, согласования и утверждения документации по организации дорожного движения регламентируется 443-ФЗ ст.17 и ст.18.
Требования к порядку подготовки, согласования и утверждения КСОДД
Согласно нормативным документам КСОДД разрабатывается в обязательном порядке для одного или группы районов, округов, поселений с общей границей и численностью более 50 тысяч человек. Если население составляет меньше указанной величины, разработка КСОДД производится по решению органа местного самоуправления.
Комплексная схема должна учитывать решения по планировке территории, а также соответствовать документам по ее стратегическому и территориальному планированию. Мероприятия, заложенные в КСОДД должны учитывать перспективу развития не менее чем на 15 лет. При их разработке должно обеспечиваться снижение воздействия автотранспорта на экологию, включая применение гибридных и электромобилей.
Разработанные КСОДД должны быть согласованы с рядом административных органов:
- с органами местного самоуправления;
- с органом субъекта РФ, уполномоченным в области организации дорожного движения;
- с федеральным органом, в ведении которого функции управления госимуществом в дорожном хозяйстве или Госкомпании «Росавтодор», если дороги находятся в ее ведении;
- с другими органами, регламентированными субъектом РФ.
Составной частью КСОДД может быть ПОДД.

Требования к составу и содержанию КСОДД
Согласно приказу Минтранса РФ от 18.02.2025 г № 49 в состав проекта КСОДД входят утверждаемая и обосновывающая части. Утверждаемая часть состоит из:
- титульного листа;
- паспорта КСОДД, где приведена информация об основании для разработки проекта, значения характеристик проекта, предполагаемые сроки реализации проекта и его сроки, дана опись предлагаемых мероприятий и дано их описание, указаны источники финансирования реализации проекта;
- информации о согласовании КСОДД;
- графической части.
Обосновывающая часть проекта КСОДД состоит из пояснительной записки и графических материалов. Пояснительная записка обосновывающей части должна включать в себя:
- показатели реальной ситуации на дорожно-уличной сети, в отношении которой производится разработка КСОДД;
- варианты разработки КСОДД;
- обоснование выбора варианта КСОДД, подлежащего утверждению;
- последовательность реализации мероприятий, предусмотренных КСОДД;
- оценка предполагаемого объема финансирования реализации предлагаемых мероприятий.
Графические материалы раскрывают и поясняют мероприятия, разработанные проектом.
Требования к оформлению КСОДД
Пояснительная записка утверждаемой и обосновывающей частей должна быть оформлена в виде переплетенной брошюры формата А3 или А4 и электронного носителя информации. Графическая часть разрабатывается на топографической основе местности в масштабе от 1:500 до 1:20000 в зависимости от размеров участка. Чертежи пересечений в двух и более уровнях, сложных узлов разрабатываются отдельно в масштабе 1:100 или 1:200.
Требования к порядку подготовки, согласования и утверждения ПОДД
В соответствии со ст. 18 федерального закона от 29.12.2017 г. № 443-ФЗ ПОДД может быть разработан, как в целях организации выполнения положений КСОДД, так и в качестве самостоятельного документа. Разработка ПОДД производится на:
- время эксплуатации автодороги или ее участка;:
- на время временного ограничения или прекращения движения транспорта по дороге.
Разработка ПОДД на период эксплуатации автодороги или ее участка производится в отношении:
- существующих, строящихся или находящихся в стадии реконструкции, капитального ремонта и ремонта автодорог и их участков;
- дорог, прилегающих к стройплощадкам строящихся или реконструируемых зданий;
- улично-дорожной сети, обеспечивающей движение авто транспорта на территории одного или нескольких соседних районов, округов общей численностью менее 50 тыс. человек;
- территории одного или нескольких соседних районов или округов в части формирования дорог с односторонним движением, расположение парковок, оптимизация работы светофоров и др.
ПОДД на период временного ограничения или прекращения движения разрабатываются в случае:
- строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог;
- ведения строительных работ, влияющих на дорожное движение;
- проведения массовых мероприятий, как непосредственно на автомобильных дорогах, так и рядом с ними;
- пиковой активности автотранспорта перед выходными и праздничными днями.
Последовательность и этапы согласования ПОДД зависят от содержания проекта.
Требования к составу и содержанию ПОДД
В соответствии с приказом Минтранса РФ от 18.02.2025 г. № 49, ПОДД состоит из утверждаемой и обосновывающей части. В состав утверждаемой части входят:
- титульный лист;
- задание на разработку проекта;
- перечень заложенных в ПОДД решений и их обоснование;
- спецификации технических средств организации движения, предусмотренные проектом;
- лист согласований;
- ведомость объемов СМР по организации движения;
- графическая часть.
В обосновывающей части ПОДД должны содержаться следующие информационные материалы и разработки:
- итоги анализа реальной ситуации на дорогах;
- принятый вариант решения ПОДД;
- обоснование принятого варианта проекта.
При необходимости обосновывающая часть может содержать графические материалы.
Требования к оформлению ПОДД
Все материалы ПОДД переплетаются и передаются заказчику в виде брошюры формата А3 или А4 и электронного носителя информации.