С каждым годом увеличивается количество автомашин на улицах населенных пунктов, соответственно повышается загруженность дорожной сети, возникает множество пробок, что влечет за собой увеличение продолжительности поездок. Большие сложности возникают при прокладке, ремонте и реконструкции инженерных сетей и сооружений, проходящих под автодорогами, возведении объектов, стройплощадка которых располагается вплотную к проезжей части. Для обеспечения нормального движения на дорожно-уличной сети населенных пунктов и минимизации негативных последствий от частичного перекрытия автодорог, разрабатывается проектная документация, регламентирующая организацию дорожного движения, как на отдельных участках, так и по всему поселению.    

Правила подготовки документации по организации дорожного движения

С целью создания возможности для эффективного движения по дорожно-уличной сети населенных пунктов, обеспечения безопасности пешеходов и автотранспорта, минимизации степени вредного воздействия на окружающую среду, федеральный закон от 29.12.2007 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ» регламентирует разработку документации по организации дорожного движения. Документация разрабатывается на основании документов территориального планирования, программ комплексного развития инфраструктуры, результатов научно-практических исследований реальных и проектируемых характеристик дорожного движения, статистических данных.

 В состав проектной документации по организации дорожного движения 443-ФЗ включает:

  • комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД);
  • проекты организации дорожного движения (ПОДД).

Порядок разработки, согласования и утверждения документации по организации дорожного движения регламентируется 443-ФЗ ст.17 и ст.18. 

Требования к порядку подготовки, согласования и утверждения КСОДД

Согласно нормативным документам КСОДД разрабатывается в обязательном порядке для одного или группы районов, округов, поселений с общей границей и численностью более 50 тысяч человек. Если население составляет меньше указанной величины, разработка КСОДД производится по решению органа местного самоуправления.

Комплексная схема должна учитывать решения по планировке территории, а также соответствовать документам по ее стратегическому и территориальному планированию. Мероприятия, заложенные в КСОДД должны учитывать перспективу развития не менее чем на 15 лет. При их разработке должно обеспечиваться снижение воздействия автотранспорта на экологию, включая применение гибридных и электромобилей.

Разработанные КСОДД должны быть согласованы с рядом административных органов:

  • с органами местного самоуправления;
  • с органом субъекта РФ, уполномоченным в области организации дорожного движения;
  • с федеральным органом, в ведении которого функции управления госимуществом в дорожном хозяйстве или Госкомпании «Росавтодор», если дороги находятся в ее ведении;
  • с другими органами, регламентированными субъектом РФ.

Составной частью КСОДД может быть ПОДД.

Требования к составу и содержанию КСОДД

Согласно приказу Минтранса РФ от 18.02.2025 г № 49 в состав проекта КСОДД  входят утверждаемая и обосновывающая части. Утверждаемая часть состоит из:

  • титульного листа;
  • паспорта КСОДД, где приведена информация об основании для разработки проекта, значения характеристик проекта, предполагаемые сроки реализации проекта и его сроки, дана опись предлагаемых мероприятий и дано их описание, указаны источники финансирования реализации проекта;
  • информации о согласовании КСОДД;
  • графической части.

Обосновывающая часть проекта КСОДД состоит из пояснительной записки и графических материалов. Пояснительная записка обосновывающей части должна включать в себя:

  • показатели реальной ситуации на дорожно-уличной сети, в отношении которой производится разработка КСОДД;
  • варианты разработки КСОДД;
  • обоснование выбора варианта КСОДД, подлежащего утверждению;
  • последовательность реализации мероприятий, предусмотренных КСОДД;
  • оценка предполагаемого объема финансирования реализации предлагаемых мероприятий.

Графические материалы раскрывают и поясняют мероприятия, разработанные проектом.


Требования к оформлению КСОДД

Пояснительная записка утверждаемой и обосновывающей частей должна быть оформлена в виде переплетенной брошюры формата А3 или А4 и электронного носителя информации.  Графическая часть разрабатывается на топографической основе местности в масштабе от 1:500 до 1:20000 в зависимости от размеров участка. Чертежи пересечений в двух и более уровнях, сложных узлов разрабатываются отдельно в масштабе 1:100 или 1:200.        

Требования к порядку подготовки, согласования и утверждения ПОДД

В соответствии со ст. 18 федерального закона от 29.12.2017 г. № 443-ФЗ ПОДД может быть разработан, как в целях организации выполнения положений КСОДД, так и в качестве самостоятельного документа. Разработка ПОДД производится на:

  • время эксплуатации автодороги или ее участка;:
  • на время временного ограничения или прекращения движения транспорта по дороге.

Разработка ПОДД на период эксплуатации автодороги или ее участка производится в отношении:

  • существующих, строящихся или находящихся в стадии реконструкции, капитального ремонта и ремонта автодорог и их участков;
  • дорог, прилегающих к стройплощадкам строящихся или реконструируемых зданий;
  • улично-дорожной сети, обеспечивающей движение авто транспорта на территории одного или нескольких соседних районов, округов общей численностью менее 50 тыс. человек;
  • территории одного или нескольких соседних районов или округов в части формирования дорог с односторонним движением, расположение парковок, оптимизация работы светофоров и др.

ПОДД на период временного ограничения или прекращения движения разрабатываются в случае:

  • строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог;
  • ведения строительных работ, влияющих на дорожное движение;
  • проведения массовых мероприятий, как непосредственно на автомобильных дорогах, так и рядом с ними;
  • пиковой активности автотранспорта перед выходными и праздничными днями. 

Последовательность и этапы согласования ПОДД зависят от содержания проекта.

Требования к составу и содержанию ПОДД

В соответствии с приказом Минтранса РФ от 18.02.2025 г. № 49, ПОДД состоит из утверждаемой и  обосновывающей части. В состав утверждаемой части входят:

  • титульный лист;
  • задание на разработку проекта;
  • перечень заложенных в ПОДД решений и их обоснование;
  • спецификации технических средств организации движения, предусмотренные проектом;
  • лист согласований;
  • ведомость объемов СМР по организации движения;
  • графическая часть.

В обосновывающей части ПОДД должны содержаться следующие информационные материалы и разработки:

  • итоги анализа реальной ситуации на дорогах;
  • принятый вариант решения ПОДД;
  • обоснование принятого варианта проекта.

При необходимости обосновывающая часть может содержать графические материалы.

Требования к оформлению ПОДД

Все материалы ПОДД переплетаются и передаются заказчику в виде брошюры формата А3 или А4 и электронного носителя информации.