В ходе погрузо-разгрузочных работ всегда участвует один или несколько грузоподъемных механизмов различного вида. Учитывая сложность совместной работы транспортных средств и грузоподъемных механизмов, а также для упорядочения технологических процессов и обеспечения регламентированного уровня охраны труда разрабатываются технологические карты на погрузо-разгрузочные работы.   

Что такое технологическая карта

Технологическая карта (ТК) – один из видов организационно-технологической документации, которая разрабатывается исполнителем работ или специализированной проектно-технологической организацией на конкретный вид деятельности. ТК может составной частью входить в ППР (проект производства работ) или быть самостоятельным проектом. Различают три основных разновидности технологических карт:

  • типовая ТК без привязки к конкретному объекту – перечень мероприятий по выполнению операций, н6еобходимых для выполнения погрузо-разгрузочных работ на любом строящемся объекте или складской площадке;
  • типовая ТК с привязкой к определенному объекту. В ТК учтены особенности технологии погрузо-разгрузочных работ на конкретном объекте, но при этом не учитываются условия выполнения работ;
  • индивидуальная ТК разрабатывается на конкретный объект с учетом всех его особенностей, включая географическое расположение участка, инфраструктуру и грунтовые условия.

Конкретный вид ТК определяется в зависимости от требований заказчика и условий работы.

ТК на погрузо-разгрузочные работы (ПРР) разрабатывается на типовые процессы с участием грузоподъемного механизма на постоянных рабочих местах и обеспечивает безопасность технологических процессов при использовании конкретных грузоподъемных механизмов. В этом документе указывается минимально допустимый уровень квалификации рабочих, работающих с кранами, а также приводится список ситуаций, которыми могут стать причиной остановки грузоподъемных механизмов. ТК на ПРР необходима при работах:

  • на площадках временного складирования материалов и конструкций на стройках;
  • в промышленных цехах и закрытых складах, оборудованных мостовыми или подвесными кранами;
  • на открытых складах материалов и готовой продукции, оборудованных грузоподъемными механизмами, в т.ч. складских терминалах железнодорожного, морского и речного транспорта.

Чаще всего ТК на ПРР составляются для открытых складов строительных материалов и конструкций, складов готовой продукции заводов железобетонных изделий и других эстакад, площадок с башенными, козловыми или мостовыми кранами. При наличии нескольких площадок с идентичными условиями работ и одинаковыми грузоподъемными механизмами разрабатывается типовая ТК на ПРР.

Исходная информация для разработки ТК на ПРР

Разработка ТК на ПРР производится с учетом требований, изложенных в технических регламентах:

  • СП 48.13330.2019 «Организация строительного производства»;
  • ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»;
  • Приказ Минтруда России от 28.10.2020г. N 753н «Об утверждении «Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов»;
  • Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 года N 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»

и других нормативных документах, регламентирующих правила безопасных работ при ПРР.

Кроме этого, для разработки технологической карты необходима следующая документация:

  • генеральный план участка со всеми сооружениями, находящимися на нем;
  • основные рабочие чертежи (если разрабатывается ТК на строящийся объект);
  • номенклатура материалов и конструкций, подлежащих размещению (если разрабатывается ТК на сооружение складского назначения);
  • технические характеристики грузоподъемных механизмов – грузоподъемность, высота подъема, вылет, пролет (для козловых и мостовых кранов).

Если расписание деятельности предприятия допускает работу в темное время суток, при разработке ТК на ПРР учитываются требования ГОСТ 12.1.046-2014 «Нормы освещения строительных площадок».

Состав ТК на ПРР

Технологическая карта на погрузо-разгрузочные работы состоит из графической части и пояснительной записки. В текстовой части ТК описываются:

  • область применения ТК с конкретизацией условий применимости этого документа. Здесь, кроме определенного объекта указываются строительные машины и механизмы, используемые в ходе ПРР;
  • организация и технология производства ПРР с конкретными указаниями стропальщикам и машинистам кранов, в т.ч. перечень операций, выполняемых в ходе ПРР, расчет количества работающих, последовательность выполнения операций, расчет границ опасных зон, схемы привязки кранов по вертикали и в плане. Важной частью этого раздела ТК являются требования к назначению инженерно-технического персонала, осуществляющего надзора за реализацией ТК на ПРР, включая назначения лица, ответственного за безопасную работу грузоподъемных механизмов, перечень его обязанностей (непосредственное руководство ПРР, инструктаж стропальщиков, проверка грузозахватных средств и тары, объяснения сигналов);
  • расчет крана по грузоподъемности на вылете стрелы. В расчет могут включаться несколько моделей кранов, обладающих аналогичными грузовысотными характеристиками с тем, чтобы была возможность замены крана без внесения изменений в ТК;
  • указания по складированию материалов и конструкций в штабели, в т.ч. длина штабелей, наличие проходов и проездов между ними, допустимое расстояние между средствами транспорта, находящимися в зоне производства работ, ограничения по расположению грузоподъемных механизмов исходя из расположения кранов, транспортных средств, штабелей;
  • расчет потребности в материально-технических ресурсах, в т.ч. грузозахватных приспособлениях. Кроме этого, в перечень входят технические средства, оборудование, оснастка, инструмент и расходные материалы;
  • требования к мероприятиям по охране труда, экологической и пожарной безопасности, включая требования к рабочим, допускаемым к работе с грузоподъемными механизмами – возраст, наличие удостоверений, ограничения на ПРР при ветре, условия работы вблизи ЛЭП, требования по соблюдению норм пожарной безопасности и охране окружающей среды; 
  • технико-экономические показатели ТК, в т.ч. расчетные величины трудозатрат и количество машино/часов, графики выполнения ПРР.

В состав графической части технологической карты на погрузо-разгрузочные работы входят:

  • схемы погрузки-разгрузки грузов с указанием точек стоянки грузоподъемных механизмов с указанными их привязками к осям здания и указанными границами рабочих и опасных зон;
  • схема переездов грузоподъемных механизмов от одной точки стоянки к другой с указанием направления перемещения;
  • схема строповки грузов, подлежащих подъему и перемещению;
  • схема складирования грузов;
  • грузовысотные характеристики используемых грузоподъемных механизмов. 

В состав ТК могут входить и другие проектные разработки, позволяющие повысить уровень безопасности для работающих со средствами повышенной опасности.

Порядок разработки и утверждения ТК на ПРР

Действующая нормативная документация опреденляет возможность разработки ТК на ПРР:

  • генподрядной строительной организацией (при ПРР на стройплощадке);
  • исполнителем погрузо-разгрузочных работ;
  • организацией, специализированной на разработке организационно-технологической документации.

При этом разработка ТК должна производиться специалистами, аттестованными по промышленной безопасности в органах Ростехнадзора.

Утверждение ТК на ПРР производится руководителем организации, эксплуатирующей грузоподъемные механизмы, аттестованным Ростенадзором. С утвержденной ТК под роспись должны быть ознакомлены все участники работ.

Заключение

ТК на ПРР необходимы на всех объектах, где происходит разгрузка, перевалка и перемещение грузов с использованием грузоподъемных механизмов – башенных, мостовых, автомобильных, козловых кранов, гидравлических, ножничных или приставных подъемников, вилочных погрузчиков. Обязательность ТК на ПРР распространяется на промышленные цеха, открытые и закрытые складские помещения, склады готовой продукции заводов строительных конструкций, складские терминалы открытого хранения на железных дорогах и водном транспорте.