Производство земляных работ, установка ограждений и размещение временных объектов в городе всегда связано с ограничениями в работе общественного транспорта, неудобствами пешеходов, сохранностью инженерных коммуникаций. Особенно эти сложности актуальны для Москвы, где к развитым автодорожным сетям добавляются сооружения метрополитена. В столице эти задачи решает одно из подразделений мэрии — объединение административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ), в функции которого входит оформление и другие процедуры с ордером.
Что такое ордер ОАТИ
Ордер ОАТИ – разрешение, выдаваемое от лица московского правительства на подготовку и выполнение отдельных видов работ, в частности:
- на земляные работы, куда включается выемка грунта при глубине разработки более 0,5 м в ходе строительных работ, укладке или ремонте сетей жизнеобеспечения;
- при устройстве временных объектов – бытовых городков строителей, мусорных контейнеров, лесов для ремонта фасадов (при использовании услуг промышленных альпинистов ордер не нужен);
- установка ограждений стройплощадок, зон дорожно-ремонтных работ.
Ордер ОАТИ фиксирует все стороны процесса строительства –застройщика, технического заказчика, генерального подрядчика и субподрядчиков; определяет наименование объекта и его адрес; указывает основные ограничения, приводит перечень разрешенных подрядчику работ, но оговаривает, что выданное разрешение касается объемов и сроков, указанных в проекте производства работ (ППР) с отметкой ОАТИ.
Производственная деятельность без получения ордера ОАТИ повлечет за собой административный штраф до 5 тысяч рублей – в отношении физических лиц, до 50 тысяч рублей — должностных и до 1 миллиона рублей – юридических.
При каких видах деятельности получение ордера ОАТИ обязательно?
Наличие разрешения ОАТИ обязательно при новом строительстве и реконструкции, в области монтажарекламных сооружений, реставрации фасадов со сборкой лесов, а также при:
- устройстве выемки или насыпи грунтов;
- укладке, аварийном и капитальном ремонте действующих наружных сетей;
- сносе объектов, разборке сетей;
- монтаже рекламных сооружений;
- установке светофоров и дорожных знаков;
- благоустройстве земельных участков;
- ремонте автомобильных дорог, путей электротранспорта;
- сборке лесов;
- инженерно-геологических и археологических изысканиях;
- реставрации исторических памятников;
- установке бытовых городков и других временных зданий;
- монтаже опор уличного и дворового освещения;
- монтаже подсветки фасадов;
- реализации противоаварийных мероприятий, необходимых для сохранения объекта;
- изменении планировки квартир в многоэтажном доме.
На каждый объект разрабатывается ППР, предоставляемый в ОАТИ и служащий основанием при составлении списка видов разрешенных работ и сроков их выполнения.
Особенности получения ордера ОАТИ
Одним из документов, на основании которых формируется мнение о возможности получения ордера ОАТИ на проведение земляных работ является Техническое заключение ОПС ГБУ «Мосгоргеотрест» о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций и сооружений. Оно подтверждает достаточность разработанных ППР мероприятий по безаварийной эксплуатации наружных сетей, проходящих в границах стройплощадки, во время выполнения работ.
Если ордер ОАТИ предполагает работы на автодорогах, кроме согласования ПОДД (Проекта организации дорожного движения) нужно на комиссии по ограничению или прекращению движения транспортных средств ГКУ ЦОДД согласовать график работ. Однако, если выполняемые работы создадут препятствия проезду пассажирского транспорта, то комиссия потребует представить согласование ПОДД с ГУП «Мосгортранс».
Как проходит оформление ордера ОАТИ
Чтобы открыть ордер ОАТИ подается заявка, интерактивная форма которой размещена на портале услуг Правительства Москвы. Здесь заполняются пункты, указываются стандартные данные, и заявка комплектуется сканами требуемой документации. Заявка заверяется электронной цифровой подписью (ЭЦП) руководителя компании.
Документы для получения ордера
Чтобы оформить ордер ОАТИ к заявке прикладываются в электронном виде:
- выписки из ЕГРН. ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
- градостроительный план;
- правоустанавливающие документы на земельный участок, документы по планировке, межеванию территории, кадастровые планы;
- разрешение на строительство (реконструкцию);
- технические условия, договор на технологическое присоединение к инженерным сетям;
- ППР;
- график производства работ.
Кроме пакета общих документов, к заявке должны прилагаться документы, касающиеся непосредственно выполняемых работ:
- заключение о техническом состоянии элементов здания – для реконструируемого объекта;
- правоустанавливающие документы на объект, подлежащий сносу;
- разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия – для исторических зданий;
- заключение о соответствии сводному плану подземных коммуникаций и протокол межведомственной комиссии – для ремонта дорог;
- решение о согласовании проекта изменения внешнего архитектурного решения нежилых объектов – при ремонте фасадов;
- решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки квартиры в многоквартирном доме; разрешение на установку и эксплуатацию рекламных сооружений и договор на размещение некапитального объекта.
Номенклатура документов, требуемых для открытия ордера ОАТИ, зависит от видов работ, на которые он рассчитан.
Нюансы получения ордера
Если внезапно возникшая ситуация требует изменить в ордере:
- объемы земляных выемок или насыпей;
- площадь, расположение ограждений;
- расстановку и номенклатуру временных сооружений;
- место и цель работы;
- подрядное предприятие,
придется получить исправленный ордер для чего предстоит пройти те же инстанции. При необходимости увеличения регламентированных сроков, зафиксированных в документе, его предстоит продлить, а для закрытия нужно представить пакет подписанной всеми участниками строительства исполнительной документации на выполненные объемы. Номенклатура актов освидетельствования скрытых работ и актов освидетельствования ответственных конструкций, как правило, задается проектной организацией.
Отказ в выдаче ордера
Во время приемки документов или уже при обработке заявки в выдаче ордера ОАТИ может быть отказано. В ходе приемки документов может выявлено:
- неправильное оформление заявки;
- отсутствие полномочий для подачи заявки;
- нечитаемость предоставляемой документации;
- недокомплект документов;
- заверение документов сторонней ЭЦП.
В ходе работы с заявкой, причиной отказа может послужить:
- окончание срока действия документов;
- обнаружение противоречивых или недостоверных данных;
- не соответствие документации нормативным требованиям;
- не соответствие заложенных в проект типов ограждений регламенту мэрии;
- допущенные в ППР отступления от регламентов мэрии;
- нереальность выполнения проектного объема в предложенные сроки.
Услуги выдачи ордера ОАТИ бесплатны, а продолжительность рассмотрения заявки не может превышать 13 дней. Однако подготовка отдельных документов, сбор необходимых согласований, комплектация всего прилагаемого пакета документации, заполнение интерактивной формы требует определенных знаний и навыков. Если строительная компания регулярно работает с ОАТИ, алгоритм этой процедуры ей известен и результат будет быстро достигнут, но для получения ордера впервые, тем более, если этот документ нужен срочно, лучше всего заключить договор со специализированной консалтинговой компанией, которая этот путь прошла неоднократно и сможет быстро получить разрешение, не сдерживая начало работ на объекте.