Постоянное увеличение объемов монолитного домостроения при возведении зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения заставляет применять новые технологии и эффективные методы работы с бетонной смесью. Современные опалубочные системы и производительная техника дают возможность повысить производительность труда при транспортировке, приемке и укладке бетона. Для оптимизации процессов, снижения трудозатрат и обеспечения безопасности работников выполняется разработка технологической документации — проект производства работ (ППР) на бетонные работы.

ППР на основные бетонные работы

Состав всех видов ППР регламентирован действующим нормативным документом — СП 48.13330.2012 «Организация строительства», поэтому проект на производство бетонных работ должен содержать следующие разделы:

  • преамбула – описание объекта и описание целей проекта;
  • основной раздел, где описывается технологическая последовательность и особенности организации бетонных работ от его приемки до ухода за готовой конструкцией, в т.ч.:
  • арматурные работы — сборка арматурных сеток, плоских и пространственных каркасов, установка их в опалубку;
  • опалубочные работы разметка мест установки опалубки, ее сборка, монтаж и раскрепление;
  • работа с бетонной смесью – ее приемка, подача и укладка в опалубку, уход за ней и выдерживание;
  • раздел, где приведены требования к качеству бетонных работ – методы операционного контроля качества, а также контролируемые характеристики и допустимые отклонения от нормативных величин;
  • технико-экономические показатели бетонных работ, ведомости потребности в основных строительных материалах, инвентарных зданиях и оборудовании, графики производства бетонных работ, поставки материалов, движения машин и механизмов;
  • мероприятия по охране труда, а также обеспечивающие пожарную и экологическую безопасность при выполнении бетонных работ.
  • приложения – технологические карты (ТК) на отдельные виды бетонных работ.

Графическая часть ППР представлена строительным генеральным планом.

ППР на бетонные работы – документ, предназначенный для оптимизации технологических процессов, снижения трудозатрат, минимизировать технологические перерывы и исключить простои строительных машин и механизмов.

ППР на бетонные работы

Приготовление бетона

Монолитное домостроение предполагает укладку больших объемов бетона, поэтому на стройплощадку централизованно поставляется смесь, изготовленная на заводе или растворо-бетонном узле (РБУ). На большинстве предприятий стройиндустрии, производится компьютерное управление процессом приготовления. ПО анализирует указанные в заявке необходимые заказчику характеристики:   

  • класс прочности;
  • морозостойкость;
  • марка и фракция щебня;
  • необходимость модифицирующих добавок;
  • осадку конуса смеси (при использовании бетононасоса),

после чего выбирает подходящий состав бетона и подает команду на исполнительные механизмы, которые по транспортерам подают в бетоносмеситель:

  • портландцемент необходимой марки;
  • речной, морской или мытый карьерный песок;
  • щебень требуемой марки и заявленной фракции;
  • необходимое количество воды.

В баке бетоносмесителя лопасти тщательно перемешивают ингредиенты до получения однородной смеси. Готовая бетонная смесь загружается в автобетоновоз и доставляется на стройплощадку заказчика.

Транспортирование бетона

Важным фактором получения на стройплощадке жизнеспособной бетонной смеси, обладающей всеми заявленными свойствами, является ее доставка на объект. Основная масса бетонной смеси сейчас доставляется специализированным автотранспортом – автобетоносмесителями, на базе грузовых автомашин. Эти машины оборудованы вращающимися барабанами емкостью до 12 м3 и с винтовыми лопастями, расположенными внутри барабана.

При вращении барабана лопасти постоянно перемешивают раствор, поддерживая его станлартную подвижность, а включении режима обратного вращения смесь подается к загрузочно-выгрузному отверстию и по лотку подается в конструкцию, бадью, приемный бункер бетононасоса. Такой метод транспортировки позволяет сохранить первоначальную однородность и пластичность бетонной смеси на протяжении нескольких часов.

При необходимости поставки бетона на дальние расстояния (примерно более 70 км), в барабан автобетоносмесителя засыпается сухая смесь, которая затворяется водой из емкости, имеющейся на машине, на определенном расстоянии от стройплощадки и перемешиваясь в барабане к моменту разгрузки доводится до требуемой консистенции. Для доставки бетонной смеси в зимних условиях автобетоносмесители оборудуются барабанами, которые подогреваются выхлопными газами автомашины.

Монолитные бетонные работы

Устройство монолитных бетонных конструкций предполагает выполнение комплекса взаимосвязанных опалубочных, арматурных и бетонных работ.

Опалубочные работы

 К опалубочным работам СП 435.1325800.2018 «Конструкции бетонные и железобетонные. Правила производства и приемки работ» относит изготовление, установка в проектное положение опалубки и ее демонтаж. Подготовленная к бетонированию опалубка должна приниматься по акту.  Поверхность опалубки, имеющая непосредственный контакт с бетоном, должна быть покрыта смазкой до начала приемки бетона. Демонтаж опалубки производится после достижения бетоном распалубочной прочности, при этом следует исключить возможность повреждения конструкции.

ППР на бетонные работы

Арматурные работы

В состав арматурных работ нормативные документы включают изготовление и установку на место, предусмотренное проектом, арматурных сеток и каркасов. Согласно требованиям технических регламентов арматурные конструкции монтируются в опалубку в виде крупноразмерных блоков или стандартных сеток заводского изготовления. Арматурные блоки составляются из сеток, плоских или пространственных каркасов.

Перед установкой в опалубку арматурные изделия и отдельные стержни должны быть обезжирены, а также очищены от снега, льда, грязи, следов коррозии. Толщина защитного слоя бетона обеспечивается посредством использования пластмассовых фиксаторов арматуры заводского изготовления, которые устанавливаются на арматурные сетки и каркасы и обеспечивают проектный зазор между арматурным стержнем, бортом опалубки или бетонной подготовкой.

Бетонирование конструкций

Метод подачи доставленной на стройплощадку бетонной смеси к опалубке, зависит от вида конструктивного элемента. Промышленные полы, некоторые виды отдельно стоящих фундаментов бетонируются непосредственно с автобетоносмесителей. Для конструкций, расположенных на высоте или в местах, где подъезд автотранспорта невозможен используются:

  • метод «кран-бадья», когда автобетоносмеситель сливает смесь в бадью, которая при помощи грузоподъемного механизма перемещается к месту опалубки и без дополнительных перегрузок послойно укладывается в опалубку. Этот метод применяется при необходимости укладки относительно небольшого объема бетона. Он отрывает от работы основной монтажный кран, который занят только на подаче смеси;
  • автомобильный или стационарный бетононасос. Метод используется при необходимости укладки больших объемов монолитного бетона, поскольку добиться рентабельности работы такого рода техники можно только при непрерывной работе на протяжении рабочей смены. При использовании автобетононасосов бетон с автобетоносмесителей подается в приемный бункер бетононасоса и при помощи распределительной стрелы подается в опалубку. Туймазинский завод поставляет автобетононасосы на базовом шасси КамАЗ с импортным бетоноукладочным устройством производительностью до 140 м3/час и 5-секционной стрелой длиной 47 м. Стационарный бетононасос подает смесь к распределительной стреле, расположенной рядом с опалубкой, по системе бетоноводов. Тот же Туймазинский завод изготавливает дизельный прицепной бетоноукладочный механизм производительностью 70 м3/час, способный подать бетонную смесь на 400 м по горизонтали и на 100 м по вертикали.    

Бетонирование монолитных железобетонных стен выполняется в следующей последовательности:

  • выставляется одна сторона опалубки стены, уплотняются стыки щитов, на внутреннюю поверхность щитов наносится смазка, монтируются проемообразователи;
  • монтируются и закрепляются арматурные каркасы, устанавливаются фиксаторы защитного слоя;
  • монтируется электрическая разводка;
  • устанавливается предварительно смазанная вторая сторона опалубки;
  • опалубка непрерывно заливается бетоном на всю высоту;
  • по мере бетонировании смесь уплотняется глубинными вибраторами.

Бетонировании монолитных перекрытий производится через определенное время, необходимое для твердения бетона стен и выполняется следующим образом:

  • смазывается поверхность горизонтального щита;
  • укладываются арматурные сетки, устанавливаются фиксаторы защитного слоя;
  • монтируется электрическая разводка, устанавливаются проемообразователи;
  • укладывают щиты для прохода бетонщиков;
  • укладывают бетонную смесь;
  • уплотняют бетон глубинными и поверхностными вибраторами;
  • при необходимости выравнивают поверхность, используя для этого затирочные машины.

Колонны, балки бетонируются стандартными методами.

Выдерживание и уход за бетоном

Твердеющий бетон дает усадку, что может привести к возникновению трещин в бетонных конструкциях. Во избежание возникновения такой ситуации для забетонированной конструкции необходимо создать специальный температурно-влажностный режим, который позволит избежать перепадов значений температур и влажности по сечению элемента. Из-за того, что усадочные явления представляют максимальную опасность в начальной стадии твердения бетона в этот период, следует пре6дупреждать высыхание конструкции, укрывая ее пленками, специальными составами или периодически поливать водой. Кроме этого твердеющую конструкцию необходимо защищать от механических воздействий, снижающих качество конструкции и разрушающих его структуру.    

Особенности технологии зимнего бетонирования

Для российских строителей особенно актуальна технология производства бетонных работ при отрицательных температурах — зимнее бетонирование. Относительно непродолжительный весенне-летний период не позволяет принять за это время большой объем монолитного бетона, поскольку обязательный технологический перерыв на твердение бетонной смеси регламентирует сроки заливки следующих конструктивных элементов.

При температурах до -15⁰С используются противоморозные добавки, снижающие температуру замерзания жидкой фракции бетонной смеси, однако при необходимости ведения бетонных работ при более низких температурах используются другие методы.

Устройство тепляка

Над бетонируемой конструкцией собирают легкий шатер с деревянным каркасом и закрытый полиэтиленовой пленкой или брезентом, закрепленными к каркасу для противодействия ветру. В шатре размещаются электрические или дизельные воздушные пушки, которые нагревают воздух внутри шатра до температуры +5-+10⁰C, что позволяет веси бетонирование стандартными методами. Температура в тепляке может поддерживаться до момента набора бетоном расчетной прочности.

Электропрогрев бетона

Электропрогрев свежеуложенного бетона может осуществляться по двум типовым схемам:

  • внутренним – при помощи стержневых электродов, погруженных в незатвердевшую бетонную смесь. Ток, проходя через сырой бетон выделяет тепло, нагревая монолитную конструкцию. Другим способом становится использование изолированного греющего провода, закрепленного к арматуре. За счет своего сопротивления, провод нагревается и соответственно согревает бетон. Метод прост, но дорог и требует постоянного контроля;
  • наружным – при помощи пластинчатых электродов, закрепленных на опалубке снаружи, термоактивной опалубки, греющих матов для прогрева плит перекрытия и других плоскостных конструкций.

ППР на выполняемые бетонные работы – документ, учитывающий много различных факторов.